Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» формирует правовую основу для ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, который служит основным инструментом для учёта, мониторинга и управления минерально-сырьевой базой страны.
Государственный баланс представляет собой детализированную информационную систему, в которой аккумулируются данные о количестве, качестве и уровне исследованности каждого промышленно значимого месторождения. В него входят сведения о географическом расположении месторождений, степени их освоения, текущих объемах добычи и потерях, которые происходят при эксплуатации, а также о том, в какой мере разведанные запасы могут удовлетворить потребности различных отраслей экономики в минеральных ресурсах.
Эти данные обновляются и корректируются в процессе постоянного анализа, основанного на результатах геологоразведочных и добычных работ, что позволяет поддерживать баланс актуальным и отвечающим современным требованиям. Процесс включения новых запасов, их корректировка или исключение из государственного баланса осуществляется при наличии обоснованных данных, подтверждённых государственной экспертизой. Пересмотр данных о запасах может потребоваться при изменении экономических условий, таких как рыночная стоимость или спрос на определённые виды полезных ископаемых, изменениях горнотехнических условий разработки или внедрении новых технологий добычи, а также при смене направления использования этих ресурсов, что может повлиять на их классификацию и значимость.
Списание запасов из государственного баланса происходит на основании заключения государственной экспертизы и может быть выполнено в случаях, когда последующие геологоразведочные или добычные работы не подтверждают существования ранее заявленных запасов или если запасы утратили своё промышленное значение. Ухудшение экономических показателей, экологических условий и других важных параметров, зафиксированных при первоначальной оценке, также может послужить основанием для исключения запасов из баланса. Таким образом, государственный баланс служит не только системой учёта, но и инструментом стратегического управления, адаптируя данные о минеральных ресурсах к текущим условиям и способствуя рациональному использованию недр.
В случаях, когда определённые запасы полезных ископаемых теряют своё промышленное значение или их существование, не подтверждается новыми данными, предложения о их списании могут исходить от различных структур. К таким структурам относятся как пользователи недр, обладающие лицензиями на геологическое изучение, разведку или добычу на конкретных участках, так и территориальные органы Роснедр. Эти органы могут подавать предложения по участкам, находящимся в пределах отдельных субъектов РФ или на территориях внутренних морских вод и континентального шельфа. Рассмотрение таких предложений направлено на оптимизацию процессов управления использованием недр и обновление государственного баланса запасов. Это обеспечивает более рациональное и эффективное использование природных ресурсов страны.
Процесс одобрения геологических материалов также включает ряд этапов проверки и утверждения. После первичного анализа Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), документы направляются в Министерство природных ресурсов и экологии РФ для дальнейшего согласования. Этот шаг гарантирует, что все геологические данные соответствуют текущим законодательным и экологическим стандартам.
Сроки проведения государственной экспертизы строго регламентированы и не должны превышать 90 дней, что позволяет обеспечивать эффективность и оперативность процесса. Однако длительность экспертизы может варьироваться в зависимости от сложности и объёма предоставленных материалов, а также от необходимости дополнительных исследований или экспертных оценок.
Таким образом, весь процесс не только способствует точности и актуальности данных о запасах полезных ископаемых, но и поддерживает высокие стандарты управления природными ресурсами, включая их охрану и рациональное использование.
В случае нарушения законодательства, касающегося использования и защиты недр, установлены уголовная и административная ответственности. Это охватывает нарушения стандартов безопасности, правил охраны недр, а также действия, которые приводят к загрязнению или уменьшению запасов полезных ископаемых.